История Суксуна


Там, где вольный ветер, захмелев от разнотравья Кунгурской лесостепи, встречают на своем пути первый кряж горного Урала, течет река Сылва. Покинув границы Свердловской области у станции Шамары, извиваясь и петляя, несет она воды по пермской земле: из Суксунского района в Кишертский, оттуда — в Кунгурский и Пермский, вплоть до слияния с Чусовой.

Благодатные сылвенские берега издревле влекли к себе людей. Немногочисленное сылвенское население извека в век платило дань более сильным и воинственным соседям. В X-XIII столетиях это были волжские булгары, в XV-м — Казанского ханства.

Ситуация решительно изменилась в 1552 г., когда под натиском Ивана Грозного пало Казанское ханство. Путь для освоения Среднего и Южного был открыт, но сил у Московского государства не доставало. Тогда-то и появился у царского престола богатый промышленник Строганов, которому были пожалованы земли по Чусовой и вниз по Каме. Земли по Сылве не входили в число строгановских владений. Но сама река несла угрозу, как путь для отрядов "неверных супостат". Вероятно поэтому поступивший на службу к Строгановым атаман волжских казаков Ермак Тимофеевич, прежде чем уйти в Чусовской городок, ходил на Сылву. Сколь высоко поднялся по Сылве казачий атаман? Времени у него было немного. Стояла поздняя осень. Вода в реке стала мутной, и каждую ночь грозила поймать суда в ледяную ловушку. Возле села Филипповского, расположенного почти на окраине Кунгура, археологи нашли захоронения русских воинов. Русский бердыш и обрывок кольчуги XVI в. были обнаружены и у входа в Ледяную пещеру, над которой находятся следы городища, издавна называемого Ермаковым.

В Суксунском районе бытуют придания, согласно которым дружина Ермака успела подняться выше по осенней Сылве. Одно из них местом зимовки атамана указывает устье речки Шатлык при ее впадении в Сылву. Находящаяся здесь деревня так и называется — Хуторы Ермаковы. Другая легенда говорит о том, что часть ермакова воинства зимовала на Волчьей горе, что в нынешнем селе Ключи. Более того: легенда гласит, что триста казаков из этого зимовья ходили на лыжах на восточный склон Урала — в поход на вогулов, из которого вернулись с богатой добычей. Лишь совершив этот дерзкий набег ермаковцы отправились в обратный путь к Чусовой.

Падение Казанского ханства вызвало движение в бассейны рек Тулвы, Уфы, Сылвы, Ирени не только русских переселенцев, но и поволжских народов — казанских татар, чепецких удмуртов, луговых марийцев. Здесь они стремились укрыться от феодального угнетения и насильственной христианизации, пришедших на Волгу вслед за московскими войсками.

Вот как предание описывает появление марийцев на землях будущего Суксунского района. После долгого и трудного пути, который не всем было дано преодолеть, первопроходцы добрались до того места, где Сылва делает крутой поворот и уходит на север. Три брата, возглавлявшие отряд, вошли на Тисовскую гору. Красота открывшейся перед ними местности, где дремучие леса перемежались цветущими лугами, покорила их. И решили братья, что лучшей земли им не найти. Пустил тогда каждый из них по стреле с тем, чтобы заметив, где они упадут, селиться там со своими людьми. Стрела Василия упала на берег сылвенского притока Чулкаш, стрела Ивана на ту же реку, но ближе к Cылве, а стрела Тебенека (Кебенека) — на берег Сылвы. Так возникли марийские деревни Васькино ("Энер мучаш" — начало реки), Иванково ("Энер туи" — середина реки) и Тебеняки ("Сулий" — Сылва). На другом берегу Сылвы обосновались татары: напротив Тебеняка — Агафон, напротив Ивана — Юлай. Появились деревни Агафонкого и Юлаево. Все пять деревень и сегодня видны с Тисовской горы как на ладони


__________________________

Главная страница
__________________________

Герб
__________________________

Демидовы
__________________________

Целебные ключи
__________________________

Мастера
__________________________

Литература
__________________________

О себе
__________________________

в начало
be number one
Hosted by uCoz