МАСТЕРА


О суксунских мастерах разговор особый. И прежде всего — о мастерах-медниках, делавших знаменитые на всю Россию суксунские самовары. Самовар

Освоить производство медной утвари уральским заводам было предписано уже в 1728 г. специальным сенатским указом. 1 октября того же года началось изготовление медной посуды на старом Платном дворе Екатеринбурга. Затем этот промысел, как самое быстроокупаемое производство, не без помощи екатеринбургских посудников распространился на все медеплавильные заводы края. Прижился он и в Суксуне. В 1734 г. посетивший завод Екатеринбургский главный командир Василий Никитич Татищев нашел, что обжиг медной руды производится здесь дурно. По его повелению мастер Роу был направлен "для усовершенствования в ведении работ" на казенный Пыскорский завод. Австрийский подданный Мартин Роу — едва ли не первый известный суксунский медник. Не его ли учеником был суксунский мастер, изготовивший четвертину (то есть медную меру в четверть ведра), которую великий русский ученый Михаиле Ломоносов приспособил для лабораторных опытов по перегонке нефти? На этой четвертине, хранящейся теперь в Государствен-ном Историческом музее в Москве, две надписи: "М.В.Ломоносов" и "СИБИР, 1748, МФК". Клеймо "СИБИР" было общим для уральских заводов той по-ры, "1748" — это, понятно, дата изготовления, а вот буквы "МФК" расшифровываются, как "Мастер Федот Киселев". В деревне Опалихино было найдено и другое его изделие — богато украшенная чеканкой медная кружка.

А самовары? На сегодняшний день сложно дать точный ответ, где и когда появились эти самобытные русские водогрейные приборы. Едва ли родиной русского самовара является Тула. Со временем этот город, действительно, стал признанным центром самоварной промышленности. Но первые сведения о тульских самоварах относятся к 1746 г.. А "самовар с прибором медный, луженый, весом 16 фунтов", изготовленный на Иргинском заводе, упомянут уже в дбкументе 1740 года.

Высказана и интересная гипотеза о том, что самовар родился именно на Иргине. Иргинская меднокотельная фабрика в 1730-1734 гг. выпускала четвертины, кружки, лохани, чайники, казаны, пользовавшиеся спросом в Кунгуре и Уфе, на Ирбитской и Нижегородской ярмарках. Рабочую же силу завода, как писалось выше, составляли беглые староверы, которых Осокины стремились превратить в своих крепостных. Одной из распространенных форм ухода с заводов была запись в "казачьи" сотни, набиравшиеся для борьбы с набегами башкирцев. Так в 1736 и 1738 гг. большое число иргинских мастеровых и работных людей ходило "башкирскими походами". Возможно, вернувшиеся из походов "казаки" и принесли на завод идею компактного кипятильника, не зависящего от костра или печки. Для заводчиков, находившихся в стесненных финансовых обстоятельствах, идея эта была просто подарком. Примерно в то же время с Иргинского завода ушел приказчик Радион Набатов, в 1741 г. занявший ту же должность у Акинфия Демидова в Невьянске. Набатов не мог не знать об изобретении и едва ли не сообщил о нем новому хозяину. Не мог и Демидов не заинтересоваться новостью, тем паче, что Осокины были его главными соперниками в медном деле. И вот в 1740-х гг. практически одновременно начинается производство самоваров на принадлежавших Акинфию Никитичу Тульском и ближайшем к Иргинскому Суксунском заводах. Самовары

Будущий российский академик Иван Лепехин, совершивший в 1768-1772 гг. путешествие по Поволжью и Уралу, писал о Суксуне: "Самое большое достоинство сего завода состоит в делании медной посуды, которая отправляется не только в окольные, но и в отдаленные места и делается с изрядным искусством". Самовары еще не выделены особо, но нет сомнения в том, что в это время они уже занимали не просто почетное, но поистине "царское" место среди изделий суксунских медников. Появилась даже особая суксунская форма самовара — в виде античных амфор с высоко поднятыми изящными ручками.

Истощение медных месторождений стало причиной остановки медного производства на заводе и едва не привело к утрате самого промысла. Но медники ценили свое ремесло более поздних Демидовых. Так в середине XIX столетия в Суксуне возникло кустарное производство самоваров и иной медной посуды. Новый хозяин завода И.Г.Каменский взял промысел под свое покровительство, увидев в нем реальную возможность обеспечить прибыль себе и заработок рабочим в условиях затухания заводского производства. Был создан специальный склад, на котором медники покупали за умеренную цену простую красную медь и "медь зеленую" — латунь или даже брали их в кредит.

Такая политика заводчика дала результаты. В 1904 г. "Пермские губернские ведомости" сообщали: "В Суксунском заводе значительно развилось за последнее время самоварное производство и в настоящее время в заводе имеется до 50 самоварных заведений. Общий годовой оборот всех местных кустарей определяется приблизительно около 140000 руб. Для выделки самоваров латунная медь доставляется из Москвы, оттуда же привозятся и более крупные приборы к самоварам. Приборы эти привозятся в неотделанном виде, и уже на месте кустарями-самоварщиками отделываются в своих заведениях. Для производства мелких вещей идет брак от старых самоваров, которые скупаются на ярмарках. Олово,свинец, проволока покупаются более крупными кустарями в Нижегродской ярмарке, а чугунные решетки выделываются на соседнем Иргинском заводе Красноуфимского уезда. Клепка, пайка и лужение самоваров производится подмастерьями-подростками, так называемыми "ковалями", а все мелкие части отделываются токарями, работающими на ручных станках при помощи особых вертельщиков или же на станках с конным приводом. Самовары выделываются разных фасонов и различных размеров, от 12 до 20 вершков в окружности. За минувший год было выделано самоваров более 25000 штук". Самовары

Суксунский старожил Сергей Михайлович Степанов вспоминал: "Я был пацаном, но хорошо помню одну бригаду кустарей-самоварников... Их было 4-5 человек: Никулин Василий Иванович, Осолихин Василий Иванович, мой дядя Степанов Александр Иванович, мой отец — Степанов Михаил Иванович. Главная мастерская была в огороде у Никулина В.И., литейка была в огороде у моего дяди, мастерская по обработке литья ; была в огороде моего отца. Величиной они были чуть меньше бани. Мастерская у Никулина, где проходила основная работа, была более солидная: там стоял давильный станок, работал он от конного привода, типа конной молотилки. Лошадь гоняла дочь Никулина Груша, она была старше меня на 3 года. Часто и меня оставляли самостоятельно погонять лошадь. Раньше у самоваров поддоны, ручки и краны были литые, и лил их мой дядя, а обрабатывал мой отец. Основная работа: вырезка всех деталей, спайка корпусов и дымовых труб, их проклепка, давка проходила в мастерской у Никулина, там же заканчивалась вся остальная сборка самовара. После этого самовары везли на заречную улицу к Степанову И.И. никелировать. ... Мой отец возил продавать самовары в Пермь. Он и его напарники запрягали по 5-6 подвод, вооружались ружьями и кистенями (в то время на дорогах "шалили" разбойники) и ехали по намеченным пунктам".

Рисковать было из-за чего. В самом поселке перекупщики брали самовары по 8-10 рублей за штуку, на ярмарках же они шли по 50-60 рублей. Суксунские самовары неоднократно были отмечены наградами на Всероссийских выставках. На Всемирной выставке 1900 года в Париже наряду с Каспийским чугунным павильоном и картой Франции, выполненной екатеринбургскими камнерезами, Урал был представлен и самоварами В.Г.Помыткина.

Пора революционных потрясений отразилась в жизни самоварных заведений Суксуна самым непосредственным образом. Уже 12 мая 1905 г. забастовали рабочие А.А.Панфилова, а вслед за ними — рабочие В.Г.Помыткина. В 1918 г., когда власть перешла в руки революционеров, самоварные фабрики были национализированы первыми, несколькими месяцами раньше завода и усадьбы Каменских. Наиболее крупные самоварники были высланы в северные районы. Самовар

Не одними самоварами славен Суксун. Медеплавильный завод, да на самом длинном ямском пути Российской империи, — самой судьбой было предопределено рождение здесь тонкого и веселого искусства литья поддужных колокольчиков. Суксунские колокольчики, украшенные своеобразным орнаментом, отправлялись на Ирбитскую ярмарку, а оттуда расходились по всей России. Своим особым "суксунским звоном" они соперничали с валдайскими. Потому нет ничего удивительного в том, что коллекционеры находят их в архангельских, новгородских и иных старинных русских селениях. Разумеется, отливали в Суксуне и церковные колокола. Звон одного из них, весившего 275 пудов, по преданию был слышен за пятьдесят верст — в Кунгуре и Красноуфимске.


__________________________

Главная страница
__________________________

Суксун вчера и сегодня
__________________________

Герб
__________________________

Демидовы
__________________________

Целебные ключи
__________________________

Литература
__________________________

О себе
__________________________

в начало
be number one
Hosted by uCoz